О Великом Посте 1

В христианской церкви, как западной, так и восточной, время Великого Поста – семь недель перед Пасхой – всегда рассматривалось как наивысшая точка церковного года, как kairos – время решений и возможностей, специально выделенное время. Но встает вопрос, выделенное для чего? Как мы в современном мире должны понимать назначение Великого Поста?  

В западной церкви к 8 веку сложилась традиция празднования Пепельной Среды с которой и начинался Великий Пост. В этот день на Богослужении кажому верующему, священник рисовал на лбу крест, обмакивая палец в пепел и говоря: “помни, что ты прах и в прах возвратишься” (Быт. 3:19).  
 
Изначально Великий Пост был одной из форм церковной педагогики, представленной в дисциплинарных предписаниях, сформировавшейся окончательно к концу первого тысячелетия христианства. Надо понимать, что эти предписания для христиан не самодостаточны, они являют возможную палитру средств для достижения той или иной цели. По отношению к Великому посту цель - радостная встреча праздника Христова Воскресения и в нем - Самого Христа. Пост для христиан - это путь к Пасхе, посильная подготовка к встрече с воскресшим Иисусом. 

Если задуматься, пепел интересная вещь – и ужасная и удивительная одновременно.  Он напоминает нам о том, как человечество на протяжении всей своей истории ужасно относилось друг к другу, о том, как мы так ухищрено превращали в пепелище дома, города, историю и даже тела других людей. 

Но пепел может быть и чем–то удивительным: ведь из пепла, из праха, из земли Бог смог создать нас и в прах мы возвратимся.  Время Великого Поста это время, которое пытается “приземлить” нас, напомнить о смирении, напомнить, что мы земные, смертные и призвать нас открыться Богу, который способен на пепелище создать новую жизнь. Это призыв открыть жизнь Богу, который творит чудеса среди разрухи, который плачет с нами среди всего этого горя и ужасов, и который вдыхает в руины нашей жизни Свой дух жизни.  Он вдыхает в нас жизнь и призывает наши неприглядные и все же чудные и измазанные пеплом существа провозглашать слова жизни, свободы и исцеления среди жестокости и боли, как это делал Иисус.
 


Комментариев нет:

Отправить комментарий