28 марта, 2011 – Лик Царя


Джереми Д. Скотт

Мне не легко дается зрительный контакт с людьми. Я над этим специально работал (развивая эту дисциплину во время Великого Поста в прошлом году).  В разных культурах зрительный контакт имеет различный подтекст.  В моей культуре это знак уважения к человеку, признак отношений и в общем здорового общения. Когда мы смотрим в глаза говорящему с нами человеку, мы как бы говорим им, даже не открывая уст: «Я тебя слышу».  Это признание человека.  

Считается, что нечто подобное происходит и во второй трети первосвященнической молитвы (Числа 6): “Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя!”
Перед нами древний образ подданного, возможно крестьянина или раба, который допущен к царскому престолу.  Одно дело для простого человека оказаться перед царем, и совсем другое дело, когда царь, на самом деле, повернется к тебе, признает твое присутствие. Благорасположение («светлое» лицо!) – это лучшее, что можно ожидать: милость даруется от царя подданному. 

Кто-то, возможно, знаком с трепетным чувством,  когда солист рок-группы на концерте вдруг смотрит или указывает прямо на тебя в какой-то момент песни.  Или может вы были на какой-то профессиональной спортивной игре и видели радость мальчишки, ожидающего когда мимо пройдет команда и он сможет пожать кому-то из них руку.  Есть что-то особенное в том, когда тебя замечают звезды. 

Именно такова молитва 79 Псалма – «Боже! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!» Но здесь речь не о рок-звезде и не о легендарном форварде, а о самом Творце, о Том, от Кого проистекают все благословения.  В этой молитве заложено осознание, что именно Он может нас спасти. 

Мы уже не первый день идем Великопостным Путем (это 17-й день, и мы почти прошли половину пути!). Пепел остался позади, но я надеюсь на то, что мы движемся вперед с напоминанием о том, что мы так нуждаемся в Божьем восстановлении.  И напоминания этого Великого Поста не далеки от тех, что мы видим в образе отношений царя с подданными. В истинной монархии бедный крестьянин, как впрочем и все люди, полагаются на милость царя.  Со всем тем, что мы способны «делать» в современном мире, перед нами хорошее напоминание: Бог это Бог, а мы не боги.  И потому мы молимся:

Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри,
Господи, Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
Аминь.